Смотровой отсек в гараже – необходимость, особенно для тех, кто привык обслуживать своё авто самостоятельно. Размеры ГОСТ смотровой ямы в гараже могут не подходить к конкретной модели автомобиля, поэтому до того, как приступить к работе по её обустройству необходимо самостоятельно произвести нужные замеры и расчёты.

Яма в гараже под машину

Это место в гараже, где ремонтируют автомобиль. Есть гаражные помещения, в которых оно отсутствует, но это скорее минус, чем плюс. Достоинства наличия смотрового отсека:

  • возможность самостоятельно выполнять ремонтно-профилактические работы;
  • можно организовать мастерскую и обслуживать не только своё авто, но и заработать на ремонте чужих;
  • его можно использовать в качестве подвала для домашних заготовок или как кладовую для инструмента;
  • рыночная стоимость гаража значительно повышается.

Когда и как планировать постройку смотровой ямы

В готовом помещении гораздо сложнее организовать устройство смотровой, так как работы нужно будет выполнять вручную, а это – несколько кубов грунта, которые нужно будет ещё и вывезти с территории. Отрывать траншею лучше до возведения стен и заливки пола.

В идеале, на стадии заливки фундамента. Стоит заблаговременно определить расположение подземных вод, чтобы обезопасить постройку от их проникновения внутрь.

Яма для ремонта авто: требования

Чтобы правильно сделать смотровую яму в гараже, нужно обустраивать её в соответствии с разработанными стандартами и действующими ГОСТами:

  • удобство и возможность встать в полный рост;
  • безопасность для человека, транспортного средства и конструкции в целом;
  • ремонт и уборка не должны вызывать проблем;
  • она должна быть накрыта крышкой или настилом, когда не используется.

Где выкопать яму в гараже

В этой ситуации всё зависит от залегания грунтовых вод. Если они проходят на глубине более 3 метров, то можно приступать к строительству без опасений. Если же уровень залегания воды выше 2 метров, то нужно принять меры для того, чтобы препятствовать воде попадать внутрь сооружения.

Устройство кессона – выход из ситуации. Можно изготовить его самостоятельно или же приобрести готовый. Установкой лучше заниматься в сухой период, когда уровень воды наиболее низок.

Смотровая яма в гараже своими руками: общие рекомендации

Для создания полноценной конструкции понадобятся следующие материалы:

  • щебёнка или гравий, песок;
  • брус сечением 40*40 миллиметров;
  • доски 25 миллиметров;
  • фанера толщиной 15 миллиметров;
  • арматурный прут сечением 8 мм или готовая сетка;

  • вязальная проволока;
  • материалы для гидроизоляции;
  • металлический уголок 50*50;
  • пластиковые трубы диаметром 10 сантиметров;
  • кирпич или бетонная плита.

Как правильно сделать смотровую яму в гараже в зависимости от материалов изготовления

Стены обычно возводят из кирпича или монолитной бетонной плиты. Кирпич используют на сухом, плотном грунте. Если же уровень залегания грунтовых вод высок, то лучше подойдёт армированный бетон. Соединительным элементом в обоих случаях является цементно-песочный раствор.

Размеры ямы в гараж под машину

Размер конструкции будет зависеть от габаритов:

  • транспортного средства – длина и ширина машины;
  • самого автовладельца – рост водителя.

Размеры смотровой ямы в гараже для легкового автомобиля

Для более полного понимания процесса можно выполнить чертёж или схему размеров смотровой ямы в гараже для легкового автомобиля.

Глубина смотровой ямы для легкового автомобиля

Размер смотровой ямы в гараже своими руками в глубину должен быть равен росту автовладельца плюс 20 сантиметров.

Ширина смотровой ямы для легкового автомобиля

Стандартная ширина смотровой ямы в гараже для легкового авто около 80 сантиметров.

Размеры смотровой ямы для грузового автомобиля по ГОСТу

Грузовые машины отличаются своими большими габаритами и у каждой модели различное расстояние между колёс. Однако, существуют стандарты, подходящие под многие модели.

Ширина смотровой ямы

Ширина смотровой для грузового авто составляет 1 метр.

Глубина смотровой ямы

Глубина, как и в случае с легковым автомобилем равна росту водителя плюс 20 сантиметров.

Как сделать яму в гараже своими руками

Задача сложная, но вполне выполнимая. Важно здесь принять во внимание все факторы, правильно произвести расчёты, приобрести нужные материалы, инструмент и чётко придерживаться намеченного плана действий.

Выкапывание котлована

Эту работу выполняют вручную или же при помощи экскаватора, что значительно экономит время и силы. Обязательными являются припуски:

  • по ширине – 40 сантиметров;
  • по длине – 40 сантиметров;
  • по высоте – 20 сантиметров.

Вода в яме гаража как избавиться: способы гидроизоляции

Есть несколько способов спасти постройку от проникновения воды. Каким из них воспользоваться зависит от того на каком этапе строительства применить тот или иной метод и от материала, из которого выполнено сооружение.

Наружная защита В качестве наружного барьера применяются мембраны и плёнки. Листами устилают поверхность котлована по всей площади. Чтобы не было зазоров, листы укладывают с нахлёстом не менее 10 сантиментов. Места стыков проклеивают для сохранения герметичности. Более надёжно использовать как наружную, так и внутреннюю гидроизоляцию.
Внутренняя гидроизоляция Это более глобальное решение проблемы, так как стены изолируются изнутри. Для обработки стен применяют адгезионные составы пониженной вязкости с высокой проникающей способностью.

Под углом 45 градусов в стене проделывают отверстия и вставляют туда специальные трубки. К трубкам подключают шланги, которые выходят из насоса и под давлением в стены поступает вещество, проникающее внутрь и закрывающее все поры.

Устройство кессона Короб, сваренный из металла и обработанный антикоррозийными веществами, устанавливают в котлован. Чтобы он не всплыл, его приваривают прутами, которые углубляются в грунт на 1,5 метра. Ещё делают отверстие в стене, когда вода поднимется до его уровня и начнёт заливаться внутрь, её можно откачать.
Приямок для сбора воды На одном из концов траншеи выкапывают приямок, огораживают его опалубкой и бетонируют. Приямок обязательно гидроизолируется, вместе с траншеей. В приямке устанавливают датчик уровня воды. Когда с датчика поступает сигнал, автоматически включается насос и вся жидкость откачивается.

Как правильно сделать яму в гараже: полы

Полы в гараже, как правило, выполнены из бетона. В дальнейшем их можно облагородить плиткой, кирпичом или деревом. Бетонный пол укладывается послойно:

  1. Выравнивают почву по горизонтали и трамбуют.
  2. Засыпают слой щебня и песка высотой до 20 сантиметров.
  3. Проводят гидроизоляционные мероприятия.
  4. Устанавливают арматурный каркас.
  5. Заливают бетонный раствор толщиной 10 сантиметров и разглаживают.

Как сделать смотровую яму в гараже своими руками из кирпича правильно

Смотровая яма в гараже своими руками из кирпича выполняется по всему периметру пола.

  1. Кладку выполняют в половину или четверть кирпича.
  2. Через каждые 2-3 ряда стену армируют сеткой из проволоки. Между гидроизоляцией и кирпичом оставляют зазор в 10 сантиметров.
  3. Если в работе используется красный кирпич, его замачивают в воде на 20 минут.
  4. Для ровности кладки натягивают верёвку и ходе работы проверяют вертикаль и горизонталь строительным уровнем.

Как сделать смотровую яму в гараже своими руками из бетона

Если решено возвести стены, залив их бетонным раствором, то действуют совершенно по-другому.

Опалубка для ямы

По периметру котлована устанавливают деревянные щиты. После установки, на деревянные стены натягивают плотную полиэтиленовую плёнку. Она нужна для того, чтобы раствор не вытекал сквозь щели между досок.

Армирование смотровой ямы

Вдоль опалубки монтируется арматурный каркас. Его вяжут из прутьев самостоятельно или же покупают готовую сетку с ячейками размером 15 сантиметров. Листы кладут с нахлёстом в одну клетку и закрепляют вязальной проволокой.

Заливка бетонного раствора

Бетонный раствор марки М250 не ниже, заливают в деревянную опалубку. Опалубку снимают не раньше через 14 дней после заливки. Готовые бетонные стены вскрывают упрочняющей грунтовкой. Состав проникает глубоко в поры и заполняет их, что впоследствии предотвращает разрушения и защищает от влаги.

Гараж с ямой: вентиляция

Качественно обустроенная вентиляция выводит наружу все потенциально опасные вещества, скапливающиеся в помещении. Самая лучшая и бюджетная вентиляционная система — естественная. Вытяжка осуществляется через отверстие, проделанное в нижней части котлована. Для усиления эффекта в крыше гаража делают вытяжную трубу со встроенным вентилятором.

Яма для машины: освещение

В современном мире без света невозможно представить ни одно помещение. Освещение в смотровой должно быть рассеянным и направленным вверх. Обыкновенно используют светильники из прочного стекла не менее 800 – 1000 лк.

Яма для авто: утепление

Теплоизоляция сохраняет тепло, что позволяет значительно экономить на обогреве. Благодаря утеплению создают комфортные условия для работы даже в холодное время года.

Рекомендуют проводить утепление пенопластовыми или пенополистироловыми плитами толщиной 5 сантиметров. Листы устанавливают между стенами и полом. Эффект будет ещё лучше, если утеплить и полы.

Усиление бортов ямы

Большой вес автомобиля даёт дополнительную нагрузку на верхушки стен. Чтобы усилить площадку по периметру ямы и избежать деформации вокруг укладывают дополнительную арматуру, после чего полы заливают бетоном.

После отвердевания бетона к верхушке углубления приваривают металлический уголок. Это нужно для придания жёсткости.

Как и чем закрывать

Металлический уголок, обрамляющий верхушку смотровой ямы выполняет две функции:

  • придаёт прочность;
  • используется как крепление для крышки.

Если нет желания или возможности возиться с изготовлением крышки, можно использовать обычный деревянный настил.

Сложности, с которыми можно столкнуться

Основная сложность при строительстве - это даже не расчёт размеров ямы в гараже под легковую машину и не проблема вентиляции, а подъём или прорыв подземной воды. Самое печальное в такой ситуации, что гидроизоляционные мероприятия не всегда оказываются эффективными.
Возможным решением данной ситуации будет бурение скважины в нижней точке ямы и установка канализационной трубы для отвода воды.
Ещё одну опасность в себе таит пучение почвы от осадков или в холодное время года. Из-за этого стены конструкции могут повредить пол в помещении. Чтобы этого не происходило на дно траншеи и между стенами засыпают песок с щебнем и плотно трамбуют.