Арматура – неотъемлемая часть фундамента. Это конструкция из бетона и металлических прутьев, предназначенная для усиления надежности фундамента, а в последствии и всей постройки. Для того чтобы самостоятельно изготовить арматурный каркас нужны навыки вязки поперечных и продольных перекрестий металлических прутьев.

Типы арматуры

Арматуру разделяют по материалу изготовления.

Стальная Это наиболее распространённый вариант, её можно гнуть и варить. Различают 6 классов прочности. Самая дешёвая и лёгкая, в сравнении с другими, композитная арматура, однако она не такая гибкая и не подлежит сварке.
Профильная Арматура из профиля имеет рельефную поверхность, что улучшает её сцепление с бетоном. Гладкий профиль зачастую используют для соединительных перемычек.

Соединительный материал

Арматурный каркас – конструкция сборная, потому одних металлических прутьев будет недостаточно. Понадобится дополнительный материал:

  • вязальная проволока;
  • металлические скрепки;
  • резьбовые и обжимные муфты;
  • пластиковые хомуты и фиксаторы;
  • сварка.

Инструмент для вязки арматуры

Не всегда есть возможность воспользоваться услугами квалифицированного сварщика. А при самостоятельном изготовлении арматуры мало у кого под рукой есть сварочный аппарат. А вот с вязкой справится даже несведущий человек, к тому же она считается практичнее сварки. В идеале, лучше приобрести вязальный пистолет, вещь удобная, но дорогостоящая. Можно использовать специальный крючок для вязки. Для ускорения процесса такой крючок насаживают на шуруповерт.

Мнение эксперта
Сан Саныч
Инженер на пенсии. Диванный критик.
Если нет ни пистолета, ни крючка, не беда. Как говорят, голь на выдумки хитра. Из обычного гвоздя при помощи пассатижей можно сделать импровизированный крючок, но такой инструмент непременно скажется на качестве выполняемой работы. Потому использовать его можно только на небольшом объёме работ.

Выбор материала

При выборе проволоки для вязки арматуры обращают внимание на марку бетона и условия эксплуатации конструкции. Чем толще проволока, тем больше усилий потребуется на её монтаж, а если нет специальных приспособлений делать это будет довольно проблематично. Поэтому при ручной вязке выбирают более тонкий материал.

Самым оптимальным вариантом считается проволока толщиной от 1,2 – 1,5 миллиметров. В продаже имеется чёрная белая проволока. Белая покрыта слоем цинка, благодаря чему исключается появление ржавчины. Её стоимость значительно выше и люди часто спешат приобрести именно её.

Мнение эксперта
Сан Саныч
Инженер на пенсии. Диванный критик.
Однако опытные мастера знают, что любая проволока будет находится в фундаменте, окружённая минимум несколькими сантиметрами бетона, так что возможность словить коррозию исключена.  А если так, то нет никакой разницы и можно пользоваться материалом подешевле.

Если работу выполняет человек без опыта, то гораздо эффективнее и быстрее дело будет идти с использованием пластиковых хомутов, особенно когда дело касается стеклопластиковой арматуры. Грубая металлическая проволока может повредить её структуру. По цене они обходятся не дороже специальной проволоки. Арматуру, скреплённую таким способом, заливают бетонной смесью как можно скорее. Не рекомендуют использовать их зимой, так как от мороза пластик теряет гибкость и легко повреждается.

Расчёт количества материалов

Зачастую материал для армирования продают на килограммы. Для того, чтобы перевести килограммы в погонные метры существуют специальные таблицы.

Далее количество требуемого материала рассчитывают исходя из длины, ширины, глубины фундамента и количества слоёв продольных прутьев по ширине.

Как вязать арматуру

Правильная вязка арматуры представляет собой соединение прутьев арматуры напоминающего клетку. Ряды соединяются проволокой под углом 90 градусов. В зависимости от того, какие приспособления используются, применяют и разные способы вязки.

Правила вязки

Качественно изготовленный каркас без проблем выдерживает человеческий вес.

Отсутствие хвостов, болтающихся узлов и прутьев также выдают качественное изделие.

Приготовление опалубки

При установке арматуры используется деревянная опалубка. Изнутри на дерево крепится строительный пергамин. Процедуру проводят во избежание попадания влаги на доски. Натягивая леску, обозначают уровень фундамента.

Монтаж каркаса

Затем каркас втыкают прямо в землю, но вязать начинают на расстоянии 5 сантиметров от земли. Чтобы было проще сориентироваться, на дно кладут 5 сантиметров кирпича. Этот приём используют для того, чтобы каркас полностью погрузился в бетонную смесь и не поржавел.

Армирование

Для прочности, при изготовлении фундамента, лучше использовать цельную арматуру. Куски, монтируют с нахлёстом до 35 сантиметров. Вдоль всей траншеи вбивают металлические стержни и к ним начинают вязать остальные прутья, пока не будет полностью готов весь каркас.

Особенности вязки для разных типов фундамента

Любой вид фундамента требует армированного каркаса. Типы фундамента различного назначения, требуют индивидуальной вязки.

Ленточный. При бетонировании этого типа фундамента вязку арматурного каркаса можно проводить непосредственно внутри опалубки. Используют при этом хомуты и анкера. В углах каркас усиливают Г-образными и П-образными анкерами. Хомуты придают каркасам пространственную геометрию, потому арматура не испытывает нагрузок в процессе эксплуатации.
Плитный. Для этого вида фундамента используют арматурную сетку с одинаковым размером ячеек. Чтобы собрать каркас правильно, верхнюю сетку фиксируют на расстоянии от нижней. Для этого используют специальные поддерживающие элементы. Для изгиба арматуры используют не сварку, специальные гибочные станки. В тех местах, где будут располагаться несущие стены, фундамент уплотняют дополнительной арматурой.
Ростверк. Каркаса стандартного изготовления недостаточно для ростверка. Его усиливают в нижнем поясе и около столбов. Такой фундамент отделяется от почвы слоем сминаемого пенополистирола или же зазором шириной до 20 сантиметров. В ростверке не используют композитную арматуру, так как впоследствии в фундаменте появляются трещины.
Столбы и сваи. Как правило, нижняя часть столбов армируется коротким каркасом и заливается бетоном. Для связки стоек с балками вертикальные стержни отгибаются под прямым углом, таким образом, чтобы одна их часть примыкала к верхнему поясу, а другая к нижнему.