Армирование фундамента – очень важный этап строительства, ведь от этого зависит то, насколько прочным и устойчивым будет будущее здание. Именно поэтому для заливки используется бетонная смесь с каркасом из арматуры.

Конструкция каркаса

Так как каркас служит для повышения прочности бетонных фундаментов, то состоят из продольных, вертикальных и поперечных элементов.

Основная нагрузка приходится на горизонтальные прутья, потому к ним предъявляют более жёсткие требования.
Поперечные стержни служат только для придания жёсткости самому каркасу, потому они обычно меньшего сечения.

Виды арматуры

Обыкновенно, при слове арматура возникает ассоциация именно с железом. Однако, строительная индустрия шагнула далеко вперёд, и для её изготовления используют не только разные виды стали. Арматура бывает следующих видов.

По типу производства

Свойства стали зависят от способа её изготовления.

Горячетканая Маркируется буквой А. Изготавливается в условиях очень высоких температур. Благодаря такой обработке получается очень прочный материал.
Холодный прокат Маркируется буквой Б. Производится путём воздействия на сталь валиков, раскатывающих заготовку до нужного диаметра. Готовые прутья скатываются в мотки. Диаметр такой арматуры 3-8 миллиметров.
Канатная Маркируется буквой К. Показатели её прочности слишком велики, чтобы использовать в обычном строительстве. Другое дело, когда речь идёт о строительстве в экстремальных условиях или же о большепролетных зданиях. В других случаях её использование просто не рентабельно.

Подвиды композитной арматуры

Композитная арматура так же имеет несколько подвидов, в зависимости от типа используемых материалов. Отличается она и способом использования.

Стеклопластик Обладает высокой прочностью на разрыв, гораздо выше, чем у стали. Не боится коррозии, не проводит тепло, не пропускает радиоволны. Годится для строительства фундаментов.
Углепластик В основе изготовления молекулы графита, отсюда высокая прочность, соответственно и высокая стоимость. Прочность на излом или удар гораздо выше, чем у стали. Это позволяет использовать гораздо меньшее количество материала.
Базальтопластик Базальт – прочная горная порода. Его переплавляют, вытягивают в нити и переплетают с пластиковыми нитями. Отлично подходит для строительства стен, особенно в помещениях, где нужен беспроводной интернет.
Стеклоармированная Производится путём переплетения волокон стекла и лавсана. Лавсан наделяет прутья гибкостью, а стекло – прочностью. Такой материал будет хорош для строительства фундамента на подвижном грунте.

Особенности поверхности

Прутья для армирования бывают рифлёными и гладкими на ощупь. Есть у них недостатки и достоинства.

Рифлёные. За счёт большей площади поверхности имеет лучшее сцепление с бетоном, что гарантирует высокую надёжность фундамента. По типу профиля делится на: прутья с кольцевым профилем, с серповидным, комбинированным.
Гладкие. Эти прутья совершенно не пригодны для строительства фундамента. Их можно использовать лишь в качестве вспомогательного соединения.

Устройство армированного каркаса

Армирующий каркас – это конструкция из прутьев, идущих в разных направлениях. Продольные стержни принимают на себя основную нагрузку. Для связывания их между собой используют поперечные и вертикальные. Какие именно использовать зависит от типа фундамента и вида армирования.

Арматура и тип фундамента

Ленточный фундамент сравнительно недорогой и менее подвержен деформации, самый распространённый вариант. Используют арматуру сечением до 12 миллиметров. Не зависимо от высоты ленты требуется два армирующих пояса, вспомогательные прутья не несут особой нагрузки, потому можно использовать гладкие.
Плитный фундамент является дорогим удовольствием, но и более качественный. Тут используют арматуру сечением до 16 миллиметров. Всё зависит от тяжести здания и сложности грунта, чем выше показатели, тем толще диаметр прутьев. Количество ярусов от двух и выше.
Свайный фундамент идеален для лёгких построек. Столбы формируют с использованием ребристой арматуры сечением 10 -12 миллиметров и соединяют хомутами диаметром 4 – 6 миллиметров.

Способы соединения

Существует два способа собрать каркас воедино, это сварка и вязка.

Сварка обеспечивает жёсткое сцепление арматуры, что категорически не подходит для фундаментов на подвижных грунтах. Варить можно только прутья с маркировкой С. При использовании композитной арматуры ни о какой сварке речи и быть не может.
Вязка при помощи вязальной проволоки – простой, дешёвый и надёжный способ. Проволоку складывают вдвое, крючком продевают свободный конец в полученную петлю и закручивают. Это ручной метод, можно ускорить процесс при помощи вязального пистолета.