Качественный и правильно обустроенный фундамент – гарантия того, что здание сможет максимально долго выполнять свои функции. Монолитный фундамент под гараж представляет собой не только надежную опору для несущих стен, но и является местом для размещения автомобиля, а потому должен выдерживать вес всей конструкции.

Устройство монолитной плиты

Монолитное основание для гаража – очень надежное сооружение. Конструкция представляет собой бетонный монолит, выполненный на армированном каркасе. Такая структура способствует значительному увеличению прочностных показателей и эксплуатационных качеств. Плитный фундамент одновременно служит напольным основанием, не требуя дополнительных затрат.

Особенности грунта Если на земельном участке сложные грунты, плывун или высокий горизонт грунтовых вод, то монолитная плита – наиболее подходящий вариант для малоэтажного строительства.
Грунтовые воды Плитный фундамент нивелирует возможную неравномерную усадку почвы и сглаживает деформацию пучнистых грунтов. При наличии грунтовых вод, надежная гидроизоляция позволит монолиту выполнять роль своеобразного экрана, не позволяющего влаге попасть внутрь сооружения.
Качество материалов Высокая несущая способность монолитной плиты позволяет возводить гараж из любого материала – брус, кирпич, блоки. Правильные расчеты толщины монолита дают возможность построить на таком фундаменте двухэтажную конструкцию.

Мнение эксперта
Сан Саныч
Инженер на пенсии. Диванный критик.
Грамотное проектирование и неукоснительное соблюдение всех технологических особенностей позволит получить надежное, устойчивое и долговечное строение.

Достоинства и недостатки

Высокие технические и эксплуатационные характеристики бетонного монолита объясняют большое количество положительных моментов этой конструкции. Сравнительный анализ плитного фундамента с остальными вариантами устройства основания выявил ряд значительных преимуществ, но и недостатков.

Из плюсов:

  • хорошая несущая способность;
  • равномерное распределение нагрузки;
  • возможность возведения на любых грунтах;
  • простота изготовления;
  • толстый слой бетона не позволит грызунам и насекомым проникнуть в гараж;
  • возможность получить комфортный микроклимат даже при высоком уровне грунтовых вод.

Определенные недостатки:

  • значительные финансовые затраты;
  • трудоемкие земляные работы;
  • невозможность устройства подвала или смотровой ямы.

Как определить толщину и глубину заложения

Толщина фундаментной основы определяется двумя основными параметрами:

  • типом грунта;
  • расчетным весом сооружения.

При неустойчивых грунтах с достаточно большой глубиной промерзания для фундамента вырабатывается котлован глубиной 0,6–1,0 м. На дно выемки укладывают слой песка 0,2–0,3 м.

Основной расчет проводится, исходя из веса постройки:

  1. Одноэтажный гараж из пеноблоков можно установить на армированную плиту толщиной не более 0,1 м.
  2. Гараж из бетонных блоков или кирпича, либо двухэтажное строение требует увеличения толщины плиты до 40 см.

Однако опытные строители советуют выбирать толщину плиты несколько больше, чем получается по расчетам. Это объясняется следующими причинами:

  • чтобы в зимнее время снег и лед не мешали открывать распашные ворота;
  • чтобы дождевая и талая вода не могли попасть в гараж;
  • чтобы при случайном проседании грунта можно было пользоваться постройкой.

Сооружение плиты под гараж: инструкция

Плитный фундамент бывает двух видов: полностью или частично армированный.

В первом случае он выполняется на основе пространственного каркаса, изготовленного по размерам плиты. Полностью армированный фундамент представляет собой сплошную конструкцию, толщина бетонного основания которой составляет от 0,1 до 0,6 м. 
Второй вариант предусматривает укладку арматуры только по краям будущего основания. Предполагает заглубление плиты на глубину не более 2,5 м. При этом края фундамента являются наружными ребрами жесткости, а внешний вид напоминает перевернутую чашу.

Планирование участка

Прежде чем приступить непосредственно к заливке бетона, необходимо провести ряд подготовительных работ. Начинаются они с планировки участка.

  1. Сначала всю территорию следует очистить от камней, веток, пней и кустарника.
  2. Затем необходимо снять верхний слой почвы (15–30 см) и складировать на отдельном участке.
  3. Затем начинают линейную разметку. Согласно рабочей схеме, наружные углы строения размечаются при помощи деревянных колышков или обрезков арматуры, вбитых в землю.
  4. Между ними натягивают шнур. Правильность разметки проверяют, делая контрольный замер диагоналей – их длина должна быть одинаковой.
  5. Габариты котлована определяют, исходя из размеров гаража.

Земляные работы

Устройство плитного фундамента требует обязательного проведения земляных работ. Они могут выполняться как ручным, так и механизированным способом, с использованием спецтехники.

  1. Глубина котлована составляет 0,3-0,5 м. и зависит от веса строительных материалов, из которых планируется возводить стены постройки.
  2. Бетонные блоки и кирпич весят больше, чем пенобетон, а потому и котлован под них должен быть глубже.
  3. Дно котлована выравнивают и засыпают слоем щебня, который плотно утрамбовывают. Толщина слоя щебня должна быть не менее 0,1 м.

Подушка из песка

Песчаная подушка является одним из наиболее значимых элементов монолитного фундамента. Именно она играет решающую роль в равномерном распределении нагрузки и защите плиты от негативного воздействия грунтовых вод.

  1. Кварцевый песок средней фракции равномерно размещают поверх слоя щебня, при этом толщина песчаной подушки должна быть равна толщине щебеночного слоя.
  2. Двухслойная амортизационная подушка способствует максимальному сохранению плиты.
  3. Песок смачивают водой и утрамбовывают ручными или автоматическими трамбовками.

Гидроизоляция

Гидроизоляция представляет собой обязательный этап обустройства фундамента. Она помогает защитить его от воздействия подземных вод и атмосферных осадков. Самый простой и доступный способ – изготовление гидроизоляционного ковра из рулонных материалов на основе битума (рубероид, рубемаст) или современных материалов (техноэласт, акваизол и пр).

  1. Он укладывается на дно котлована внахлест на 10-12 см, в два или три слоя, при этом полосы одного слоя должны быть перпендикулярны полосам другого.
  2. За счет этого обеспечивается полная герметичность.
  3. Стенки котлована также должны быть закрыты изоляцией.
  4. Полосы скрепляют горячей битумной мастикой.

Опалубочные работы

Чтобы избежать растекания смеси при заливке бетона, на объект устанавливают опалубку. Она может быть выполнена из фанеры, досок, любого другого материала, обладающего необходимой жесткостью и прочностью.

  1. Каркас опалубки закрепляют по периметру котлована, отступая на 2-3 см от внешних размеров стен.
  2. Щиты должны быть ровными, без зазоров и трещин.
  3. Чтобы избежать разрушения опалубки, ее соединяют в единую конструкцию и надежно закрепляют боковыми упорами.

Установка каркаса арматуры

После установки опалубки, для улучшения прочности конструкции, необходимо выполнить арматурный каркас.

  1. Он изготавливается из прутьев сечением не менее 12 мм.
  2. Арматуру укладывают крест-накрест и скрепляют вязальной проволокой или сваривают при помощи точечной сварки. Расстояние между прутьями составляет от 5 до 20 см.
  3. Предпочтительнее скреплять арматуру именно проволокой, так как такой каркас более гибкий, а значит лучше выдержит возможные перемещения автомобиля по полу гаража.
  4. Сборка армирующей решетки проводится с обязательным учетом места ее расположения. От опалубки она должна располагаться на расстоянии 5-10 см.
  5. Арматурный каркас должен быть полностью закрыт бетоном, то есть сверху и снизу также должен находиться бетон. Для достижения этого решетку равномерно приподнимают над основанием, подкладывая под нее специальные подставки.

Если в гараже предполагается наличие коммуникаций, то они прокладываются именно на данном этапе. Далее начинается заливка бетона.

Бетонирование

Получение качественного фундамента напрямую связано с темпами заливки бетонной смеси. Идеально, если она поступает равномерно и непрерывно. В противном случае возможно неравномерное застывание смеси, образование каверн и пустот.

Оптимальный вариант – заполнение опалубки с противоположных углов, с одновременным уплотнением смеси вибраторами.

  1. Для получения фундаментной плиты небольших размеров можно сделать бетонную смесь самостоятельно, однако при значительных габаритах основания лучше использовать готовый бетон, который поставляется в миксерах непосредственно с РБУ.
  2. Не стоит экономить на материалах, так как в этом случае основание может быстро разрушиться. Эксперты рекомендуют использовать для монолитного фундамента бетон марки М350.

Уход за бетоном

Свежеуложенный бетон требует обязательного ухода.

  1. Поверхность необходимо время от времени увлажнять, обеспечивая равномерное затвердевание монолита.
  2. В солнечную погоду фундамент необходимо закрыть плотной полиэтиленовой пленкой.
  3. Через 10 дней бетонное основание затвердеет, но своих проектных показателей достигнет только через 28 суток.
  4. Только после этого можно продолжать строительство.

Хитрости и советы

  1. Монолитный фундамент лучше всего выполнять не по размерам гаража, а на 3-5 см больше. Такая конструкция более устойчива и надежна.
  2. Чтобы минимизировать количество пыли в сооружении и сделать поверхность пола максимально ровной, используют специальную затирку.
  3. С этой же целью пол можно покрыть краской на полимерной основе.